Педагогический процесс должен обладать такими признаками как полифонизм позиций и рефлексия. Полифонизм позиций подразумевает и нацеливает участников педагогического процесса на возможность многовариантности решения одной и той же задачи, создание и поддержание атмосферы взаимного уважения, взаимной терпимости, открытости критике, нововведениям. Рефлексия собственной деятельности позволяет фиксировать субъектами педагогического процесса состояния своего развития, саморазвития и причин этого.
Необходимо отметить и важность трансформации когнитивного содержания обучения в эмоциональное состояние учащегося. Эмоциональные переживания неотъемлемая часть творческого процесса, которая является его энергетической составляющей, стимулирующей этот процесс. В регуляции учебно-воспитательного процесса основной акцент должен ставиться на применение системы косвенных методов воздействия, которые осуществляется в скрытом, опосредованном виде, подключая эмоциональную и мотивационно-потребностную сферы личности, создавая благоприятный творческий микроклимат. К таким методам воздействия можно отнести: манящую перспективу, актуализирующую чувства, желания и потребности личности; косвенное доказательство, т. е. доказательство от противного путем опровержения выдвинутого предположения; косвенное внушение, опирающееся больше не на сознание и логику, а на эмоции и внутренние установки личности.
Проблема активизации творческого мышления студентов естественно связана с педагогическими технологиями, первостепенное значение среди которых приобретает проблемное обучение с общедидактическими методами: проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский методы, а также деловые игры и проектное обучение, направление на развитие таких надпредметных способностей как целеполагание, проблематизация, самоопределение, моделирование, рефлексия.
Сопутствующими методами при организации учебно-творческой деятельности выступают психологические методы (психологической поддержки, коррекции личностных свойств, рефлексии), направленные на создание благоприятного микроклимата, субъект-субъектных отношений между участниками педагогического процесса, ситуаций осознания значимости результатов и достижений личности.
Использование данных методов, в совокупности с традиционными позволяет организовать активную исследовательскую, проектную, конструкторскую мыследеятельности участников педагогического процесса. В этом случае студент не просто осваивает результаты традиционных наук, а включается в реальные процессы получения этих результатов.
Э. Карпенко.