Как устроена материя? Что положило начало нашей Вселенной? Получить новые ответы на главные вопросы мирозданья поможет крупнейший в мире ускоритель элементарных частиц - большой адронный коллайдер, построенный на границе Франции и Швейцарии. Его сегодняшний запуск стал первополосной новостью для информационных агентств всего мира. В создании и разработке ускорителя принимали участие и российские физики. А декан физического факультета Демидовского университета Александр Кузнецов несколько лет назад побывал в местах, где строился ускоритель.
«Это труба, в ней еще две трубы проходят, и все это скрыто в тоннеле».
За запуском адронного коллайдера декан физического факультета Демидовского университета Александр Кузнецов сегодня с особым вниманием следил через Интернет. Несколько лет назад ему, а также еще двум ярославским физикам - Николаю Михееву и Любови Василевской -довелось побывать в Женеве, в Центре европейских ядерных исследований. Тогда эта установка еще только строилась.
Александр Кузнецов, декан физического факультета Демидовского университета, доктор физико-математических наук, профессор: «Мне показали, где находится это кольцо. Оно пересекает границу Франции и Швейцарии четыре раза. Протяженность его несколько километров. Сверху идет дорога, а внизу тоннель».
По замыслу ученых, адронный коллайдер должен помочь раскрыть тайну происхождения Вселенной. Самый мощный ускоритель частиц строили много лет совместными усилиями несколько европейских стран. Цель этого масштабного научного проекта - получить так называемый бозон Хиггса. Физики-теоретики предполагают, что именно он обеспечивал появление массы всех частиц в момент зарождения Вселенной.
Появление новой установки одновременно вызвало опасения, что её работа может привести к возникновению черной дыры, которая поглотит весь мир. Декан физического факультета Демидовского университета считает, что такие опасения напрасны.
Сегодня на новой установке прошел пробный запуск пучка протонов. Для экспериментов по выявлению бозона Хиггса потребуется немало времени. А если эту частицу не найдут, ученым придется пересматривать всю теорию зарождения мира.